Лучшими малярными кистями считаются щетинные.
Иногда для экономии середину кисти делают из конского волоса, а из щетины — только наружный слой. Такие комбинированные кисти менее долговечны, чем щетинные, и меньше забирают краски.
Самые дешевые кисти — из конского волоса. Они быстро изнашиваются, теряют гибкость, волос при работе сминается.
Выгоднее приобретать хотя и более дорогие, но высококачественные щетинные кисти, так как при надлежащем уходе они прослужат долго. Хорошо, если в наборе инструментов будут кисти разных размеров и формы (рис.1).
Рис. 1. Кисти и как ими работать: А — маховая кисть; Б — кисти-ручники; В — флейц; Г — щетка для сметания пыли; Д — подвязка маховой кисти; Е — перекладина из проволоки для отжима кисти; Ж —работа маховой кистью; 3 — обычное держание ручника; И — держание ручника при окраске над головой или ниже пояса; К — положение кисти относительно окрашиваемой поверхности.
Следует помнить, что пыль служит одной из главных причин плохой окраски. Поэтому полезно иметь специальную кисть или щетку для обметания поверхностей, которые готовят к окраске. Такая кисть или щетка должна иметь длинный, мягкий волос, чтобы можно было удалять пыль из труднодоступных мест.
Для окраски стен, потолков и других больших поверхностей применяют маховые кисти (рис. 1, А). Приобретенную в магазине маховую кисть перед употреблением нужно очень крепко обвязать шпагатом и насадить на штырек. Для этого используют самый лучший шпагат толщиной 2—3мм. Последовательность обвязки показана на рисунке 1, Д. Кисть должна быть обвязана примерно на две трети длины волоса от рабочего конца. Перевязанную кисть насаживают на деревянную палку (штырек) толщиной примерно 3 см и длиной 1,5—2 метра. Поверхность штырька должна быть гладкой, без задиров и отщепов. Перед насадкой конец штырька заостряют в виде 3- или 4-гранной пирамиды, так как на круглом конце кисть будет вращаться. Смочив заостренный конец олифой, на него насаживают кисть, постукивая тупым концом штырька о пол.
Для окраски окон, дверей и мелких поделок нужны кисти-ручники (рис. 1, Б). Обычно рабочую часть ручников подвязывают шпагатом таким же способом, как и маховые кисти. По мере износа щетины один-два витка шпагата разматывают.
Даже при самой тщательной окраске масляными красками на поверхности остаются неровности — следы от кисти. Чтобы сгладить их, применяют кисти-флейцы, сделанные из тонкого барсучьего волоса (рис. 1, В).
Как бы кратковременно ни была кисть в работе, после употребления ее нужно обязательно промыть, иначе оставшаяся в ней краска засохнет и кисть будет испорчена.
Приступая к работе новой кистью, ее нужно соответствующим образом подготовить. Сначала концом кисти нужно несколько раз резко провести по ладони. При этом все незакрепленные волосы подвинутся к концу кисти и их можно будет легко удалить. Перед началом окраски масляными красками кисти следует замочить в олифе. Затем олифу выжимают по направлению к концу кисти. Вместе с маслом удалится грязь и пыль.
Не рекомендуется погружать кисти в краску до самой ручки, так как это ведет к накоплению и отвердению краски у зажимной обоймы.
Нажимать кистью на окрашиваемую поверхность нужно умеренно, увеличивая усилие по мере израсходования краски. Круглую кисть во время работы нужно время от времени поворачивать в руке, чтобы волос изнашивался равномерно со всех сторон.
Обычно, набрав краску на кисть, ее отжимают о край банки. Это нецелесообразно по двум причинам: во-первых, можно подрезать волос, во-вторых, накапливающаяся на краю банки и со временем твердеющая краска отваливается и падает в банку. Лучше всего в верхней части посуды сделать перекладину из проволоки и отжимать кисть о нее. Во время коротких перерывов в работе кисть удобно класть на эту проволоку.
Рис. 2. Уход за кистями: А — кратковременное хранение кистей; Б — очистка кисти от краски
Маховую кисть держат обеими руками, как показано на рисунке 1, Ж. Краску наносят равномерными, свободными, длинными взмахами. Чтобы ровнее наложить краску, штрихи надо перекрещивать под прямым углом, т. е. если при первом проходе штрихи наносятся по длине поверхности, то вторые должны идти по ширине. При побелке потолков окончательную окраску следует наносить по направлению световых лучей, а при окраске стен — вертикально.
При работе маховой кистью избыток краски обычно стекает на руки. Чтобы избежать этого, штырек рекомендуется обвернуть тряпкой, отступив от кисти на 30 — 40см.
Кисти-ручники надо держать за ручку между большим и указательным пальцами, как карандаш (рис. 1,3). При окраске поверхностей над головой или ниже пояса кисть лучше держать в кулаке (рис. 1, И).
Нужно стремиться, чтобы во время работы кисть была почти перпендикулярна окрашиваемой поверхности и скользила боковой стороной волос, которые при умеренном нажиме немного выгибаются (рис. 1, К).
От известковых и клеевых красок кисти ежедневно моют в чистой горячей воде. Масляные краски забивают волос, поэтому даже при кратковременном перерыве в работе кисти следует держать в воде, керосине, олифе или в крайнем случае оставлять в банке с краской. Важно при этом, чтобы кисть не касалась дна посуды, иначе волосы изогнутся и распрямить их будет трудно. Способ подвески кистей в посуде показан на рисунке 2, А. При хранении кистей в олифе боковые волосы часто оттопыриваются в стороны. Чтобы этого не происходило, их нужно обвязать ниткой, начиная от зажимной обоймы.
В случае длительного хранения кисти, предназначенные для водных красок, промывают в горячей воде, отжимают и подвешивают волосом вниз. После работ с масляными красками загустевшую краску удаляют (это удобно делать старой вилкой (рис. 2, Б), снимают шпагатную обвязку, тщательно промывают волос в керосине, а затем в горячей воде с мылом. Высохшие кисти завертывают в плотную бумагу.
Спасибо за чтение материалов